Цель тестирования определена Федеральным законом от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Федеральный закон 120-ФЗ) как раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Проведение социально-психологического тестирования на территории Свердловской области, согласно Письма № 07-4416 от 03.07.2019 от Министерства просвещения Российской Федерации рекомендовано с использованием Единой методики социально-психологического тестирования, разработанной специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», под руководством кандидата психологических наук Дмитрия Викторовича Журавлева, по заказу Государственного антинаркотического комитета.
ЕМ СПТ является опросником и состоит из набора вопросов, которые позволяют определить степень психологической устойчивости обучающихся в трудных жизненных ситуациях, а также выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения.
Форма проведения тестирования выбирается в зависимости от возраста респондента от 13 до 18 лет включительно и представлена в трех вариантах:
- Форма «А» содержит 110 утверждений, предназначена для тестирования учащихся 7 – 9 классов;
- Форма «В» содержит 140 вопросов для тестирования учащихся 10 – 11 классов;
- Форма «С» содержит 140 утверждений для тестирования студентов средних профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Основной особенностью ЕМ СПТ является то, что она предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Данная методика осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Соответственно, если с данной группой своевременно начать работу и устранить (минимизировать) факторы риска, способствующие возникновению дезадаптивных форм поведения, повысить факторы защиты, то повышается возможность благоприятного прогноза. Таким образом, ЕМ СПТ позволяет оценить не самого обучающегося, а его субъективное восприятие социально-психологических условий, в которых он находится. Для повышения психологической устойчивости обучающегося достаточно знать основные характеристики и выраженности показателей, чтобы сформировать персональную и групповую профилактическую работу с учетом развития недостающих компетенций (см. Руководство по использованию методики СПТ на сайте centerlado.ru в разделе «Методические материалы» «Социально-психологическое тестирование обучающихся ОО в 2022-2023 учебном году»).